Наименование иссл.СрокиСтоимость досудеонго порядкаСудебный порядок
Установление обстоятельств выполнения текстаот 5 раб. днейот 10000 тыс. рублейот 16000 тыс.рублей

В рамках проведения идентификационного автороведческого исследования эксперт-авторовед решает большое количество промежуточных диагностических задач. При невозможности атрибуции автора (например, анонимная записка с отсутствием предполагаемых авторов, а, следовательно, и сравнительных образцов), эти (диагностические) задачи могут выступать основной целью исследования для сужения круга лиц. 

К задачам диагностического характера в автороведческом исследовании можно отнести:

  • Определение пола автора речевого продукта;
  • Определение возрастной группы автора речевого продукта;
  • Определение уровня и вида образования автора речевого продукта;
  • Определение региона становления речи автора речевого продукта;
  • Определение психоэмоционального состояния автора речевого продукта;
  • Определение количества авторов речевого продукта и др.

При определении пола учитывается статистика распространения признаков среди мужчин и женщин. Например, женщины употребляют в своей письменной и устной речи более длинные и сложные конструкции, состоящие из большого количества лексем и оборотов, тогда как мужчины предпочитают краткие и лаконичные выражения. Также женщины более склонны к экспрессивной лексике и ассоциативному мышлению. Например, если спросить мужчин и женщин, как пройти к определенному месту, мужчины в преобладающем количестве случаев будут объяснять маршрут путем использования фактов и цифр: «две минуты прямо, около перекрестка направо до 16-го дома, там налево» и т.д. Женщины же будут использовать ассоциации и образы: «до красного дома», «до высокого здания», «до красивого пруда» и т.д.

При определении возрастной группы учитывают уровень речевых, лексических и грамматических навыков, а также использование конкретной лексики отдельных возрастных категорий. Например, неологизмы и сленг присущи, в большей степени, молодежи, тогда как более старшая возрастная группа может использовать выражения, популярные в период их молодости и вышедшие из обихода к настоящему времени.

При определении уровня и вида образования учитывают наполненность лексикона, его содержание и уровень речевых и грамматических навыков. Чем более образован человек, тем большее разнообразие лексики присутствует в его речи, а уровень навыков выше. Менее эрудированные лица, напротив, в большинстве случаев, используют более скудную речь, имея ограниченный словарный запас. Также именно последние склонны к наиболее частому употреблению обсценной (ненормативной) лексики.

При определении региона становления речи учитывают наличие в тексте диалекта, свойственного узкому кругу населенных пунктов. 

При определении психоэмоционального состояния лица учитывают степень экспрессивности, связности/отрывчивости речи, наличие повторов или бессмысленных выражений. 

При определении количества авторов оценивают все вышеуказанные параметры в совокупности на предмет их тождества. Если идиостиль всего произведения (текста) не является единым, можно предположить, что в создании речевого продукта участвовало несколько лиц.

Стоит учитывать, что полученные сведения не во всех случаях будут являться достоверными. Статистические данные указывают на проявление данных признаков в большинстве случаев. Но понятие «большинство» – не является абсолютным множеством, ввиду чего нельзя сказать об их обязательном проявлении и об отсутствии исключений и погрешностей. Например, социальный статус человека с низким уровнем образования также влияет на его речевые навыки и, общаясь с более эрудированными лицами, он может перенять их лексикон и разнообразить свою речь. Таким образом, экспертиза может прийти к выводу о написании текста человеком с высшим образованием, что не будет являться действительностью. Человек, проживающий в северном регионе, может перенять выражения и диалект от друзей, проживающих на юге, а женщина, работающая по технической специальности, может иметь аналитический склад ума и не обладать ассоциативным мышлением. Ввиду указанного, вывод автороведа при ответе на вопрос диагностического характера, основываясь на статистике, а не диспозитивных правилах, может быть дан только в вероятной форме. 

Материалы, необходимые эксперту-автороведу для производства экспертизы

При проведении исследований автороведческого характера в распоряжение эксперта предоставляется спорный речевой продукт вместе с содержащим его носителем. 

В случае публикации информации в сети «Интернет» — предоставляется ссылка на содержащий ее источник.

При необходимости исследования письменного текста, ввиду необходимости исследования контекста, – передается полный содержащий его объект (газета/книга/и т.д.).

Наиболее распространенными объектами автороведческого исследования являются:

  • Продукты интеллектуальной собственности;
  • Письменные источники обихода (записки, письма и т.д.);
  • Публикации СМИ, зафиксированные на материальном носителе (газеты/журналы), или размещенные в сети Интернет;
  • Интернет-переписка и мобильная переписка;
  • Продукты Интернет-коммуникации (публикации, комментарии в социальных сетях);
  • Процессуальные документы (определения, протоколы);
  • и т.д.

Типовые вопросы эксперту-автороведу по данной категории дел

  • К какой возрастной группе относится автор речевого продукта?
  • Каков пол автора речевого продукта?
  • Присутствуют ли в тексте речевого продукта признаки маскировки?
  • Каково психоэмоциональное состояние автора на момент написания представленного текста?
  • Каков уровень и вид образования автора речевого продукта?
  • Возможно ли определить регион становления речи автора речевого продукта (если да, то какой)?
  • Сколько лиц участвовало в создании настоящего речевого продукта?
  • Соответствует ли уровень владения языком автора текста признакам принадлежности к данной языковой группе? (Является ли русский язык родным для автора?)

! Представленный перечень вопросов является открытым. В случае возникновения иных ситуаций, рекомендуем Вам проконсультироваться с нашими специалистами о возможности проведения исследования по Вашим вопросам.

Позвоните нам и получите консультацию специалиста
абсолютно бесплатно!

+7 (495) 970-51-14

Получить консультацию